alexanders2005 (alexanders2005) wrote in odessa_history,
alexanders2005
alexanders2005
odessa_history

Category:
ОДЕССКИЙ АРХИТЕКТОР ФЕДОР ТРОУПЯНСКИЙ

Федор Абрамович. Троупянский (1874 — 1949) родился в Одессе в семье мещанина.
Двадцати пяти лет он закончил Академию художеств. Тогда же началась его практическая деятельность в нашем городе. Огромное влияние на молодого архитектора оказало сотрудничество с ведущими мастерами начала XX века — Ю. М. Дмитренко и В. А. Домбровским. Он, в частности, принял участие в проектировании и строительстве жилых домов по ул. Ришельевской, 12 (1899 —1900). Маразлиевская, 4 (1899), гостиницы «Лондонская» («Одесса») на Приморском бульваре (1899). Последняя — одна из известнейших построек Ю. М. Дмитренко — во многом послужила прототипом при решении выполненного стилистике флорентийского возрождения декоративного убранства фасадов и интерьеров концертного зала «Унион» (Общества взаимного вспомоществования приказчиков-евреев, в последствии - клуб железнодорожников) по ул. Троицкая, 43 (1901—1902, с арх. А. Р. Рейхенбергом), дома по ул. Осипова, 6 (1901). В соавторстве с Ю.М. Дмитренко выполнил Ф. А. Троупянский проект Крестьянского банка (1908, Дворец студентов по ул. Маразлиевская, 34).


Дворец студентов

В качестве технадзора он участвовал в строительстве здания Нового римско-католи¬ческого собора на Сенной пл. (1901—1903, арх. Л. Л. Влодек и В. А. Домбровский, не сохранилось), жилого дома по ул. Елисаветинской (Щепкина), 17 (1903 — 1905, арх. В.А. Домбровский), ряда дач на Малом Фонтане. Тогда же Ф. А. Троупянский начал выполнять и самостоятельные заказы. Среди построек того времени можно отметить выполненные в своеобразной манере дома по ул. Манежной, 95 (1902), Осипова, 24 (1906), в переулке Нахимова, (1906). Ф.А. является автором проекта Мемориала жертвам погрома 1905 года на 2-м еврейском кладбище (после уничтожения кладбища мемориал перенесен на ныне действующее 3-е еврейское кладбище).
Особого успеха как частнопрактикующий архитектор добился Ф. А. Троупянский в 1910-е годы. В стилистике «позднего модерна» раскрылся почерк архитектора, его приверженность созвучным Одессе классицистическим композиции и декору.
Безупречным чувством масштаба, хорошими пропорциями выделяются среди разнохарактерной застройки города здания бывшего съезда мировых судей на Французском бульваре, 1 (1914), Русского драматического театра по ул. Греческой, 48 (1910-1912), б. магазинов фирм «Фиат» и «Братья Тарнополи» по ул. Екатерининской, 33 (1910—1913) и универмага «Детский мир» по ул. Ришельевской, 14 (1912—1914), приемного покоя больницы Скорой помощи (1912—1914), жилые дома на Старосенной пл., 5 (1910), по ул. Нежинской, 6 (1912) и Троицкой, 43а —1914, с инж. Г. Л. Орпишевским). Последний по строгости трактовки объема уже приближается к архитектуре советского конструктивизма.


Первоначальный вид здания Русского театра

Велика роль Ф. А. Троупянского в становлении высшего архитектурного образования в Одессе. С 1918 по 1930 год он преподавал проектирование в политехническом институте и строительном техникуме, начавших выпускать специалистов для строек новой эпохи.
Ведущее место занимал Ф. А. Троупянский в работах по реконструкции и строительству новых здравниц в Одессе. По его проектам строились санаторный комплекс на Куяльницком лимане (1927—1930), корпуса и столовая Лермонтовского курорта (1930—1931), здание Института курортологии (1937—1938), корпуса санаториев №№ 1, 2, 3 и 4 (1931—1932), родильный дом на Пересыпи (1930} и др. Здесь мастер совершенствует планировочные схемы новых типов зданий.
Вплоть до начала Великой Отечественной войны Ф.А. Троупянский продолжал консультировать проектные организации города. Под его руководством велось проектирование и строительство общежития института связи по ул. Дегтярной (1938—1939); музыкальной школы-интерната им. П. Столярского (Сабанеев мост, 1 (1938—1939)). Однако, главным направлением его деятельности с 1930 года стала подготовка молодых архитекторов в стенах Одесского инженерно-строительного института. Кафедра архитектурного проектирования, которой руководил профессор Ф. А. Троупянский выпустила десятки специалистов, и сегодня работающих во многих городах страны. Им было опубликовано около 40 научных трудов, статей по архитектуре и педагогической тематике. Только в годы войны прекращалась педагогическая деятельность Ф. А. Троупянского. Но и в эвакуации архитектор продолжал работать. По его разработкам, были выполнены интерьеры Дома Советов (1941), здание горкома ВКП(б) (1943), ряд зданий столовых (1944) в Оренбурге.
Остается лишь удивляться рвению, с которым этот, в общем, уже пожилой человек, окунулся в жизнь освобожденной и возрождаемой любимой Одессы. Снова работа на кафедре, в правлении Дома ученых, оргкомитете городского отделения Союза архитекторов. Таким он оставался до конца — неутомимым тружени¬ком и воспитателем, жизнелюбивым человеком.

В основу публикации положена статья Валентина ПИЛЯВСКОГО «Федор Троупянский», с изменениями.



Рис. В. Пилявского — здание русского театра до реконструкции 2004 г.

P.s. Кстати, Ф.А. Троупянский – дядя Б.А. Минкуса.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments