polvnic (polvnic) wrote in odessa_history,

Черное море. Белый пароход. (Окончание).

Фантастическая судьба у «Львова». Испанская «Ciudad de Tarragona» в июле 1938 г. пришла в Одессу. На борту героически прорвавшегося через франкистскую блокаду теплохода находился бесценный груз - женщины и дети республиканской Испании. Для большинства из них Советский Союз стал второй Родиной. К слову, среди испанских детей была малышка Аза – ныне Михайлова Аза Михайловна – известный в Одессе человек, профессор Медина.



Выйти в обратный рейс «Таррагона» сразу не смогла – нуждалась в ремонте, а когда ремонт был закончен, идти стало некуда – в Испании победили фашисты. Так и осталась она у нас под именем «Львов».


Теплоходик не из больших. Построен в Валенсии в 1933 г.
Длина наибольшая, м 75; Ширина наибольшая, м 11,14 Высота борта, м 6,9;
Осадка в грузу 4,7 м Водоизмещение в полном грузу 2484 т.; Пассажировместимость 230 чел. Мощность ГЭУ 2 x 750 л.с. Скорость в грузу, уз. 11 Дальность плавания – 4650 миль.
30 октября 1939 г. теплоход «Львов» был поставлен на Крымско-Кавказскую линию. В свой последний предвоенный рейс "Львов" вышел из Одессы 20 июня 1941 г. под командованием капитана И. Лукьяненко. В Керчи рейс прервался в связи с началом войны и теплоход поставили на переоборудование в плавбазу подводных лодок. В июле 1941 г. "Львов" перешел в Балаклаву и обеспечивал базирование подводных лодок типа "М" XII серии 7-го дивизиона ПЛ.



Теплоход окрасили в шаровый цвет и вооружили, установив в корме одно 76,2 мм орудие, в носу — два 45 мм орудия и на мостике — пулемет ДШК. В конце октября вражеские войска подошли к Севастополю и 3 ноября на Кавказ ушли подводные лодки из Балаклавы, а на следующий день "Львов" погрузил на борт демонтированное оборудование береговой базы и перешел в Очамчире, где корпус плавбазы закамуфлировали.
Функции плавбазы теплоход исполнял до 17 декабря 1941 г., но в это время вышел из строя санитарный транспорт "Котовский", на котором полностью износились главные машины. 23 декабря 1941 г. "Львов" передали медицинской службе Черноморского флота и на него пере-шел персонал с " Котовского". В Новороссийске "Львов" быстро переоборудовали в санитарный транспорт на 60 коек. Экипаж насчитывал 108 человек. На его борту разместили 1 операционную и 3 перевязочных, а медперсонал из 5 врачей, 12 медсестер и 15 санитаров. Главным врачом "Львова" назначен майор мед. службы Полиновский Я.С. На судно пришел и новый командир — старший лейтенант Ушаков Валерий Николаевич, умный и храбрый тридцатилетний офицер, прошедший нелегкий путь от рядового матроса до капитана торгового флота. Он изучил все особенности управления кораблем и отработал с командой тактику быстрой швартовки, мгновенной разгрузки судна, погрузки и немедленного отхода в море. Эта тактика не раз выручала "Львов". Также по своей инициативе Ушаков В. Н. дополнительно установил на транспорте два 45-мм и два 20-мм зенитных орудия, четыре 7,62-мм зенитных пулемета, демонтировав их с подбитых танков и самолетов. Он организовал обучение медперсонала стрельбе из зениток и освоил маневрирование судна на полном ходу для уклонения от торпедных атак. Все вместе взятое принесло свои плоды: "Львов" совершил 125 рейсов в прифронтовые базы и доставил на фронт тысячи солдат, боеприпасы и продовольствие.
За один декабрьский рейс 1941 года "Львов" доставил осажденному Севастополю 16 вагонов продовольствия, а 4 января 1942 г. перебросил в главную базу части 386-й стрелковой дивизии. Уклонившись от атаки двух немецких торпедоносцев, "Львов" доставил в Севастополь 11 марта 1942 г. 362 солдата, 20 авиамоторов, 150 авиационных мин, 10 т минометных мин, 190 т боеприпасов и 60 т продовольствия. На обратном пути теплоход вновь эвакуирует раненых. Доставив в Керчь 18 апреля 1942 г. пополнение и груз продовольствия, "Львов" за считанные минуты разгрузился и без промедления ушел в море, а через двадцать минут на место его стоянки обрушили свой груз тридцать немецких "юнкерсов". Талант командира и отличная выучка команды вновь спасли судно от гибели при налете германской авиации на Сухуми 15 августа 1942 г. Пожар от разрыва авиабомбы на верхней палубе ликвидировали за несколько минут и "Львов" своим ходом ушел на ремонт в Поти. В очередном рейсе зенитчики теплохода отбили 20 сентября атаку пяти "Ю-88" на траверзе Сочи. Бомбардировщики сбросили свои бомбы в 50-60 м от судна, а один подбитый бомбардировщик ушел, задымив, к берегу. 24 и 25 сентября "Львов" вновь был атакован "юнкерсами" у Пицунды и Хосты. От сброшенных на судно 116 авиабомб возник пожар и через осколочные пробоины в корпусе стала поступать вода. Командир вынужден был посадить судно на мель, а на следующий день спасатель " Меркурий" снял транспорт с мели и отбуксировал на ремонт в Поти, а позже — в Батуми. Ремонт был закончен к 27 января 1943 г.
А 18 февраля мастерство командира снова спасло судно. "Львов" в течение двух часов успешно уклонялся от последовательных атак пяти германских торпедных катеров, выпустивших десять торпед по тихоходному транспорту.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 г. теплоход был награжден орденом "Боевого Красного Знамени".
В этом же году санитарный транспорт был расформирован и возвращен гражданскому ведомству. За годы войны "Львов" выполнил 35 эвакорейсов и доставил в тыл 12431 чел. На теплоходе 325 раз звучали сигналы "боевой тревоги" и он уклонился от атак более 900 самолетов противника. Вблизи его борта разорвалось свыше 700 авиабомб, в корпусе насчитали более 300 пробоин. По транспорту было выпущено 26 торпед, он дважды тонул. Семнадцать членов экипажа были убиты и со-рок пять — получили ранение.



После ремонта 1946-1947 гг. судно вновь поставили на линию Одесса-Батуми. В 1950 г. - вновь ремонт и в 1952 г. теплоход перевели на линию Одесса-Жданов-Сочи. В свой последний рейс "Львов" вышел из Одессы 11 октября 1964 года и прошел по всем портам Причерноморья, где в годы войны пролегали его маршруты. Потом судно было передано самым юным морякам - детской флотилии. Сначала стояло на якоре в Одессе, а затем переведено в Херсон, где более двух десятилетий приходили к нему юные моряки. Коридоры и каюты теплохода заполняли будущие матросы, механики, радисты, капитаны. Многие из тех, кто плавал по морям и океанам планеты или трудился на мощнейших судостроительных заводах страны, начинали свою жизнь на палубах теплохода «Львов».
Испанский лайнер-"интернационалист" честно отслужили своей второй Родине и достоин благодарной памяти потомков.

Неожиданным пополнением Черноморского пассажирского флота стали... два бывших польских лайнера.
В 1949 году из Польши прибыл паротурбоход "Ягелло", построенный в 1939 г. в Германии для Турции под названием "Dogu", реквизированный Германией и получивший новое имя - "Duala".
Захватившие его англичане дали ему имя "Empire Ock", судно принимало участие в военных перевозках до 1946 года, когда было передано СССР по репарациям, который временно переуступил его Польше под именем "Ягелло". В 1949 году лайнер был возвращен СССР и получил название "Петр Великий".



Судно имело полную вместимость 6261 брт. Длина корпуса лайнера составляла 125,1 м, ширина - 16,1 м, осадка - 6,63 м. Две паровых турбины с низким давлением пары позволяли судну развить скорость полного хода в 15 узлов. "Петр Великий" брал на борт 610 пассажиров, но судно оказалось шатким, с изнурительной качкой, что пугало туристов.
В 1974 году лайнер был продан на слом в Испанию и отбуксирован для разборки в порт Кастеллон.

Другим лайнером, который прибыл на Черное море из Польши, стал теплоход "Собески".



Судно было построено в 1939 году на верфи в Ньюкасли (Великобритания). Полная вместимость лайнера составляла 11 030 брт. Длина корпуса - 155,9 м, ширина - 20,5 м, осадка - 7,72 м. Два восьмицилиндровых дизеля Кинкейд работали на два винты и обеспечивали скорость полного хода 16 узлов. Судно могло взять на борт 850 пассажиров. Лайнер строился для работы на линии Гдыня (Гданск) - Нью-Йорк. "Собески", как военный транспорт, брал участие в десантных операциях у Нарвика, Мадагаскара, Сицилии, Салерно, Северной Африки и Нормандии. По завершении войны был возвращен в 1946 году на линию Гдыня - Нью-Йорк.
В 1950 году поляки передали судно Совторгфлоту, и оно было переименовано в "Грузию", начав регулярные рейсы на Крымско-Кавказской линии в Черном море.



Безаварийно судно прослужило до апреля 1975 года, когда было исключено из состава Черноморского пароходства и продано на слом в итальянский порт Ла-Специя.

Остальные суда нам достались как чистые трофеи после войны.
Первым реальным пополнением пассажирского флота на Черном море стал белоснежный красавец-лайнер с именем "Украина". Этот теплоход до войны принадлежал королевской Румынии и уже тогда полуофициально имел прозвище "Белый лебедь Черного моря". Лайнеры "Бессарабия" и "Трансильвания" были спроектированы в Дании по румынским заказом еще в 1934 году.. Первой к строю вошла "Трансильвания", что подняла флаг 26 июня 1938 года. Через три месяца закончилось и строительство "Бессарабии". Предусматривалось, что оба теплохода будут использоваться на линии Констанца - Стамбул - Пирей - Александрия - Яффа - Хайфа - Бейрут - Александрия - Пирей - Стамбул - Констанца. Но начало второй мировой войны перечеркнуло эти планы. До апреля 1940 года лайнеры перевозили польских беженцев-евреев из Констанцы в Бейрут. Дважды оба лайнера едва не стали мишенями советских субмарин, которые выходили на позиции к Босфору. Румынское правительство вынуждено было задержать возвращения теплоходов на родину и оставить их на рейде Стамбула вплоть до окончания боевых действий. Потом пути "Близнецов" разошлись: "Трансильванию" победители оставили Румынии, и этот лайнер вплоть до начала 70-х годов осуществлял пассажирские перевозки в Черном, Эгейском и Адриатическом морях, около побережья Северной Африки. Иначе сложилась судьба "Бессарабии"...
В соответствии с мирным договором между СССР и Румынией от 11 сентября 1944 года теплоход был передан советской стороне и сначала использовался Черноморским флотом как вспомогательное судно-база.



В 1948 году судно было передано Черноморскому пароходству и после восстановительного ремонта получило имя "Украина". Переоборудование коснулось, в основном, апартаментов класса "люкс", и пассажировместимость выросла с 410 до 640 человек. Водоизмещение лайнера составляло 7070 тонн. Длина корпуса - 123,4 м, ширина - 17,6 м, осадка, - 5,74 м. Как главные двигатели применены два 12-цилиндровых дизеля фирмы Burmeister & Wain, что работали на два винты и обеспечивали скорость полного хода у 22,5 - 24,0 узла. Правда, эксплуатационная скорость "Украины" редко превышала 16 - 18 узлов. Пятипалубное элегантное судно с красивым силуэтом и легко отброшенной назад широкой дымовой трубой, пользовалось большой любовью и популярностью у отдыхающих и туристов. Иногда в Одессу заходила ее сестра-близнец румынская «Трансильвания». Но рядом стоящими мне их видеть не доводилось.
Лайнер не только осуществлял круизы Черным морем, но и использовался в периоды Карибского и Суэцкого кризисов, в дни молодежных фестивалей 60-х годов. Теплоход "Украина" безаварийно эксплуатировался вплоть до середины 70-х годов и потом был продан за границу на металлолом.

Помню т/х «Петродворец».
Пассажирский пароход "Bore II" был построен в Турку (Финляндия) в 1938 г., был введен в эксплуатацию и уже 05.01.1939 отправился в свой первый рейс по линии Турку (Финляндия) - Стокгольм (Швеция). По этому маршруту небольшой пассажирский лайнер совершал регулярные рейсы до самого начала II Мировой Войны. Кроме пассажиров на судно в каждом рейсе перевозилось и по несколько легковых автомобилей. Они размещались на открытой палубе в носовой части судна.
Технические и пассажирские данные судна: Длина судна (максимальная): 77,50 метров.
Ширина судна: 12,15 метров. Осадка судна: 4,87 метров.
Главная энергетическая установка (в 1958 году): один восьмицилиндровый дизель.
Средняя скорость: 14 узлов (примерно 25,9 км/час). Мощность энергетической установки 2300 л.с. Пассажировместимость (в 1938 году): 239 человек (184 из их числа размещались в каютах). Пассажировместимость (в 1949 году): 400 человек. Экипаж - 80 человек.
"Bore II" попал под Советские репарационные требования, и перешёл по репарации к СССР в конце 1944 года, совершив переход из Турку в Ленинград. 22 января 1945 года пароход "Bore II" был официально принят Советским Союзом в качестве военных репараций.



Судно получило своё новое название – "Петродворец", а его портом приписки становится Ленинград. Однако, на Балтийском бассейне «Петродворец» оказался мало востребованным. Пароход отправился в плавание вокруг Европы к Одессе, которая стала его новым портом приписки, а судоходной компанией – СОВТОРГФЛОТ (ставший позже называться Черноморским Морским Пароходством). Судно стало совершать пассажирские рейсы по Крымско-Кавказской линии. После окончания войны на Чёрном море ощущалась нехватка особенно в пассажирских судах таких измерений. Благодаря своим небольшим размерам и особенно незначительной осадке, "Петродворец" мог заходить не только в крупные порты, но и подходить к причалам небольших населённых пунктов, или становиться на рейде в непосредственной близости от берега в таких местах. Нужно сказать, что в 1950-е годы "Петродворец" был одним из самых популярных небольших пассажирских судов, работавших тогда на Черном море.
В 1967 году "Петродворец" переводится в Мурманское Морское Пароходство и отправляется в свой новый порт приписки – Мурманск. Здесь судно выполнял различные рейсы на регулярных линиях, совершал единичные специальные рейсы. Такие рейсы связывали Мурманск морскими пассажирскими линиями со многими населенными пунктами на побережье Баренцева и Белого Морей. В те годы это было часто единственным транспортным средством и почтовой связью между этими населёнными пунктами, и между ними и внешним Миром. В 1973 году теплоход "Петродворец" был выведен из состава флота Мурманского Морского Пароходства и передано Разведочно-эксплуатационному предприятию СЕВМОРОЛОВО. Теплоход был переведен в Тикси, использовался в качестве плавобщежития, где и находился еще несколько лет.

Замечательным пополнением пассажирского флота стали и четыре немецких лайнера, которые достались Черноморскому пароходству по репарациям из фашистской Германии.
Первым на Черное море прибыл лайнер "Победа", который уже 15 апреля 1947 года вышел из Одессы в свой первый рейс на линию Крым - Кавказ.
История этого лайнера началась в далеком 1928 году на верфи в Данциге. Судно получило свое первое имя - "Rio Magdalena". Вступление лайнера в строй состоялось 14 декабря 1928 го-да, а уже 29 декабря "Магдалена" отправилась в свой первый рейс из Гамбурга в Вест-Индию. Судно было окрашено в традиционные для компании Нараg цвета - черный корпус и белые надстройки. Для солидности лайнер имел два дымаря, но во время капитального ремонта в Гамбурге их заменили на одну широкую трубу. Полная (валовая) вместимость судна составляла 9779 брт, Длина корпуса достигала 148,1 м, ширина - 18,5 м, осадка - 10,5 м. Два восьмицилиндровых дизеля фирмы Шихау имели общую мощность 6800 л.с. и обеспечивали скорость полного хода 15 узлов, работая на два четырехлопастных винта. Капитальный ремонт и переоборудование длились с 28 мая 1934 года по февраля 1935 года, и лайнер после выхода из ремонта получил название "Iberia". Теплоход мог взять на борт 123 пассажира 1-го класса, 102 - 2-го класса, 106 - 3-го класса. Экипаж судна составлял 177 человек. Вторую мировую войну лайнер провел в Готенхафени (Киль), использовался Кригсмарине как судно-база для немецких подводных лодок. Лайнер был передан 18 февраля 1946 года по репарации СССР и перешел своим ходом на Черное море, получив новое имя - "Победа".
В сентябре 1948 года после выхода из Батуми на судне возник пожар с многочисленными человеческими жертвами, погибли и китайский маршал Фэн Юй Сян с семьей. Все сорок погибших пассажиров и два члена экипажа захоронены на мемориале 2-го Одесского христианского кладбища. Гроб же с телом маршала Фэн Юй Сян самолетом был отправлен в Москву, где был кремировали.
После аварии судно до 1950 года ремонтировалось в Висмаре, после чего обновленная "Победа" вернулась на Черное море, на родную Крымско-Кавказскую линию.
Разжалованные и лишенные виз моряки называли линию Крымско-Калымской. А простые пассажиры – обожали. За какие-то небольшие рубли погружались в другой мир – путешествий и авантюр, южных ночей и любовных приключений. Даже, если был совсем на мели, покупался палубный билет, одна ночь на шезлонге на палубе, если не хватило шарма устроиться получше, и ты уже в Ялте или еще одна ночь - и в Сочи...



На «Победе» был самый красивый, среди пассажирских судов, двухъярусный, отделанный красным деревом ресторан, директором которого одно время был мой дядя. Поэтому я мог иногда туда наведываться и пользоваться благами снабжения Торгмортранса, которые значительно отличались от остальных одесских. Но тетя скоро забрала дядю Ваню оттуда – его работа рядом с молоденькими официантками и поварихами ей не понравилась. Да и директор ресторана из него – бывшего партизана, командира роты разведчиков соединения Ковпака – был никудышный, никакого «навара».
«Победа» была еще и киногероем. Вместе с «Россией» она снимались в комедии Леонида Гайдая — «Бриллиантовая рука» как «Михаил Светлов»; на палубе «Победы» Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения.
Лайнер эксплуатировался до 1977 года, а затем был продан за границу на металлолом.

Все одесситы помнят знаменитую красавицу «Россию», её считали флагманом пассажирского флота Черноморского морского пароходства.
Дизель-электроход был построен в Гамбурге (Германия). Судно спустили на воду 15 января 1938 года, оно получило имя "Патрия", было крупнейшим на то время дизель-электрическим пассажирским судном в мире. 27 августа лайнер вышел в свой первый регулярный рейс из Гамбурга через Панамский канал к западному побережью Южной Америки.



С началом второй мировой войны "Патрия" перешла в Штеттин, где и находилась до 1942 года как плавказарма. Потом судно перевели на стоянку в порт Фленсбург, где оно продолжало использоваться как плавбаза ВМФ. После смерти Гитлера в мае 1945 года на лайнере размещалось немецкое имперское правительство грос-адмирала Карла Деница. Потом лайнер приглянулся британцам, прошел ремонт на белфастский верфи и под наименованием "Empire Welland" использовался для военных перевозок. В феврале 1946 года лайнер был передан по репарации Советскому Союзу и в том же году под новым именем "Россия" осуществил рейс из Ливерпуля в Нью-Йорк.



С 1948 года "Россия" стала на Крымско-Кавказскую линию. Лайнер имел полную вместимость 16 595 брт. Длина корпуса - 182,2 м, ширина - 22,5 м, осадка, - 11,1 м. Двигательную установку теплохода составляли: шесть дизелей фирмы МАN (пять 8-цилиндровых и один 6-цилиндровый), шесть дизель-генераторов и два электромотора. Общая мощность силовой установки достигала 15 000 л.с. и скорость полного хода - 17 узлов. Лайнер брал на борт до 730 пассажиров (с 1969 г. - 792), в т.ч. 185 первого класса и класса "люкс".



Численность экипажа и обслуживающего персонала достигала 240-260 человек. Дизель-электроход пользовался огромной популярностью у отдыхающих и часто брал на борт дополнительно до 200 – 250 (а при необходимости до 500) "палубных" пассажиров, ночевали в шезлонгах на прогулочных палубах и не имели собственных каютных мест, а вещи сдавали в камеры хранения.



Кроме круизных и линейных рейсов очень полюбились 2-х – 3-х дневные прогулки Одесса – Ялта, Одесса – Севастополь.
Конечно же, почтенный лайнер выглядел старомодно на фоне более молодых судов постройки 1960-х – 1980-х годов, но всё равно как-то необычно, грандиозно и очень величественно.
Россия" безаварийно проплавала вплоть до конца 1984 года, была выведена из эксплуатации, в 1985 году продана на металлолом в Японию.



Третьим, не менее популярным у туристов лайнером стал грузопассажирский пароход "Адмирал Нахимов" - судно с действительно трагической судьбой.
Пароход с именем "Берлин" был спущен на воду в Германии 24 марта 1925 года. Судно имело полную вместимость немного более 17000 брт. Длина корпуса - 174,3 м, ширина - 21,1 м, осад-ка, - 8,99 м. Главные двигатели - две паровых машины общей мощностью 12 000 л.с. Скорость полного хода не превышала 16 узлов. Лайнер брал на борт 220 пассажиров 1-го класса, 284 - 2-го класса и 620 - 3-го класса. Численность экипажа достигала 326 человек.



26 сентября 1925 г. вышел в свой первый рейс из Бремерхафена (Бремен) в Нью-Йорк. По комфорту «Берлин» конкурировал с превосходными английскими атлантическими лайнерами, хотя его 12 тыс. л.с. и ход 16 узлов никак не могли претендовать на «Голубую ленту Атлантики». Судно ежегодно делало по 12 рейсов. С лета 1938 года пароход перешел на круизные рейсы. Летом в 1939 году лайнер был снят с рейса для участия в перевозках войск. Но 17 июля 1939 года на судне взорвался паровой котел. Погибло 17 человек во главе со старшим механиком. Пароход был отбуксирован для ремонта в Гамбург и там переоборудован в госпитальное судно. Затем лайнер перешел в Данциг, потом базировался в норвежском фиорде в порту Киркенес. На его борт нанесли широкую зеленую полосу, а на трубы - красные кресты. При переходе через льды 13 января 1945 года "Берлин" затонул в семи милях от Свинемюнде на глубине 13 метров после двух или три взрывов. Судно легло на ровный киль, а над водой остались только главная палуба и надстройки. Причиной затопления "Берлина" считают попадание в него двух торпед (по одной из версий - из английской субмарины или торпедоносца) и подрыв на донной мине. По другой версии - госпитальное судно было потоплено советскими торпедными катерами, и этот факт пришлось скрывать.
По завершении войны к подъему лайнера приступили советские водолазы 77-го отряда АСС КБФ. 31 декабря 1946 года на "Берлине" взорвался фугас, заложенный немецкими саперами во время отступления. Судно опять затонуло, и пришлось спасать водолаза, который очутился под ним. Второй раз пароход был поднят 17 сентября 1947 года и поставлен на отстой. Осенью 1948 года пароход с именем на борту "Адмирал Нахимов" перевели в док Кронштадтского морского завода для восстановления корпуса. Потом пароход отбуксировали на судоверфь Варнимюнде (ГДР) для капитального ремонта и переоборудования в пассажирское судно. Приемо-сдаточные испытания начались весной в 1957 году и длились два месяца. Наконец "Адмирал Нахимов" прибыл на Черное море, работал на круизах, и только летом становился на пассажирские перевозки в основном по Крымско-Кавказской линии.



Судну пришлось брать участие и в знаменитом Карибском кризисе. 16 июля 1962 года лайнер, на борту которого находилось более 2000 солдат, вышел из Севастополя к Кубе. Назад "Адмирал Нахимов" привез около 600 кубинцев для учебы в СССР, а затем сделал еще несколько аналогичных "круизов" и с сентября 1963 года вернулся на привычные черноморские рейсы.
Несколько раз, в конце 1960-х, в 1970-х годах «Адмирал Нахимов» совершал рейсы с паломниками в Саудовскую Аравию, совершал рейсы с молодёжью - участниками Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В 1978 году "Нахимов" доставил кубинских солдат в Эфиопию. При необходимости к 1140 каютным кроватям и диванам прибавляли двухъярусные топчаны и общую вместимость судна доводили до 3000 человек.
Биография лайнера под командованием капитана В.Г. Маркова прервалась в фатальную ночь 31 августа 1986 года. В 22 часа судно отошло от причала № 34 порта Новороссийск для прохождения в Сочи. На борту находились 1234 человека (884 пассажира, 346 членов экипажа и 4 члена семей экипажа). Пароход столкнулся в 23 часа 12 минут с балкером "Петр Васев" на расстоянии 2,2 мили от мыса Дооб. Балкер "Петр Васев", капитан В.И. Ткаченко, (дедвейт - 32 442 т, длина корпуса - 183,5 м, ширина -15,05 м, осадка - 10,75 м, скорость хода - 14,5 вуз., экипаж - 32 чел.) шел в Новороссийск из Канады, имея на борту 28 638 т ячменя. Столкновение состоялось почти под прямым углом, "Петр Васев" врезался носовой частью в середину правого борта "Нахимова". Через 7 - 8 минут пассажирский лайнер затонул с креном свыше 60˚ на правый борт в Цемесской бухте в точке с координатами: 44.35 Сев.Ш. и 37.52. В.Д. на глубине 47 метров. В результате трагедии достоверно установлена гибель 425 человек: 359 пассажиров (в т.ч. 17 детей), 53 члена штатного экипажа, 6 курсантов, руководитель практики, 2 члена се-мьи судового электрика, киномеханик и киоскер. При водолазных работах на затонувшем лайнере погибли 2 водолаза.



Последним германским трофеем была «Абхазия»
Судно строилось на Штеттинской судоверфи и было спущено на воду в 1939 году под именем "Мариенбург", но ввести лайнер к началу второй мировой войны не удалось, и он простоял всю войну в акватории верфи. Корпус "Мариенбурга" был захвачен в 1945 году советскими войсками и в начале 50-х годов достроен в Висмаре (ГДР) В 1956 году новый лайнер с названием "Ленсовет" перешел на Черное море. Судно имело валовую вместимость - 6807 брт. Длина корпуса - 131,63 м, ширина - 18,18 м, осадка - 5,49 м. Две паровых турбины марки "Gorlitzer" работали на два электромотора и обеспечивали скорость полного хода 17 узлов. Пассажировместимость судна составляла 549 человек.



В 1962 года "Ленсовет" был переименован в "Абхазию", и этот лайнер безаварийно прослужил около тридцати лет, совершив сотни рейсов по Черному морю. В 1980 году судно во время очередного ремонта прошло переоборудование и попутно стало выполнять роль плавучего штаба ГО Черноморского пароходства.
Лишь в конце его службы едва не состоялась трагедия: при выходе из Южной бухты Севастополя теплоход "Абхазия" врезался в носовую часть правого борта танкера "Акташ", который выходил по фарватеру Северной бухты с грузом бензина. Чудом не состоялся взрыв, и портовые буксиры оттянули поврежденный лайнер к причалу, где рабочие севастопольского Морского завода немедленно залатали пробоину в носовой части левого борта "Абхазии".
В 1987 году списанную на слом "Абхазию" продали для разборки за границу.

На этом страница «ТОГО» белоснежного флота заканчивается. Страна справилась с послевоенным бедствием, и уже в начале 60-х начали входить в строй современные суда.
За 20 – 25 лет ЧМП пополнилось десятками новых «Комет», «Молдавий» и «Грузий».
Пассажирский флот стал ядром и украшением крупнейшего в мире Черноморского морского пароходства. Наши самые современные лайнеры бороздили все океаны, ходили с иностранными туристами в круизы по всем материкам. Не была забыта знаменитая Крымско-Кавказская линия, по которой прошли, наверное, миллионы наших людей.
А дальше пришла Незалежнисть… Со всем нашим флотом случилось примерно то же, что и с «Адмиралом Нахимовым»...
Остается только надеяться и верить, что когда-нибудь мы увидим белые лайнеры в наших портах под нашим флагом.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments